Да, маржа и маржинальность — это два разных термина, которые очень часто путают.
Маржа — это финансовый индикатор, который отражает разницу между объемами продаж и затратами на переменные расходы. В экономике этот показатель известен как маржинальный доход.
Маржа — показатель того, сколько бизнес получает после реализации товара или услуги.
Высчитывается она по следующей формуле:
Маржа = выручка - маржинальные издержки (переменные расходы)Выручка — это та сумма, на которую вы продали клиенту продукт или оказали услугу. То есть если вы продали кальян за 5 000₽, то и выручка будет 5 000 ₽.
Маржинальные издержки — это расходы, которые являются прямыми затратами, связанными с получением выручки. К этой категории расходов относятся:
- стоимость закупки товара;
- процент от выручки, который выплачивается продавцу (если он работает не за оклад);
- расходы на упаковку товара;
- расходы на доставку и так далее.
Приведем пример на той же табачной продукции. Ваш магазин работает в формате вейпшопа, а на кассе стоит продавец с определенным окладом. В маржинальные издержки нужно включить:
- себестоимость самих вейпов;
- расходы на упаковку (фирменный пакет, наклейка);
- расходы на логистику товара до самой точки продаж.
В нашей ситуации зарплату продавца и стоимость аренды помещения в маржинальные издержки мы НЕ включаем, так как они не влияют на итоговые цифры.