Рассчитывать валовую прибыль нужно для того, чтобы:
• анализировать производственные ресурсы компании;
• понимать разницу между себестоимостью товара и доходом от его продажи;
• определять наилучшую стоимость товара;
• прогнозировать спрос;
• выявлять точки роста компании;
• осуществлять поиск более эффективного управления расходами;
• находить самые выгодные направления бизнеса или самые продаваемые товары.
Валовая прибыль — важный показатель, который используется для расчета других показателей, таких как операционная и чистая прибыль. Также на основе нее вы можете рассчитать маржинальную прибыль. Прочитать о маржинальности вы можете в
нашей статье.
Однако стоит отметить, что одна лишь валовая прибыль не должна являться опорной точкой для принятия важных решений. Это означает, что для получения точных данных об эффективности бизнеса необходимо рассчитывать еще один показатель — коэффициент рентабельности валовой прибыли.
Рентабельность валовой прибыли позволяет понять, насколько успешно проработала ваша компания за определенный период, и показывает, сколько валовой прибыли предприниматель получил на каждый вложенный в бизнес рубль. Найти ее можно по следующей формуле:
Рентабельность валовой прибыли = валовая прибыль / выручка * 100%.Вернемся к примеру франшизы табачной продукции. Напомним, что валовая прибыль у нас вышла 1 355 252 ₽, а выручка была 1 855 252 ₽. Подставляем данные в формулу:
Рентабельность валовой прибыли = 1 355 252 / 1 855 252 * 100% = 73%.
Вывод: на каждый вложенный рубль ваша франшиза получает 73 копейки валовой прибыли.
В бухгалтерском отчете этот показатель помогает понять, сколько у компании есть средств для покрытия издержек, получения нераспределенной прибыли и выплаты дивидендов. Также рентабельность помогает увидеть, какие проекты в бизнесе выгоднее и приносят больше дохода вашей компании.
Для этого важно посчитать валовую прибыль с каждой группы товаров отдельно, как мы это сделали в начале, а затем отдельно посчитать их рентабельность, сравнить и сделать выводы. Например, если самая низкая рентабельность приходится на кальяны, то можно либо сократить их ассортимент, либо попробовать внедрить специальные выгодные предложения на этот вид товаров.